Подробности о ваших правах

Доброта требует доказательств.

Вольтер

1. Добродетели проявляются посредством двадца­ти восьми универсальных человеческих досто­инств, развивая которые в любом возрасте и в лю­бых обстоятельствах можно достигать устойчивого состояния счастья. Строго говоря, эту идею нельзя назвать новой, но какое-то новое звучание слы­шится. Возможно, мы просто забыли, что о досто­инствах надо не разговаривать, а иметь с ними дело изо дня в день, не переставая, всю жизнь. Залог ре­шения проблемы избыточного веса НАВСЕГДА — это не столько соответствующее кормление себя, сколько питание, согласованное с развитием до­стоинств и воспитанием добродетелей. И вы, и лю­бой человек имеете на это право.

2. Итак, вы имеете право проявлять мудрость.

Му­дрость проявляется посредством таких досто­инств, как любознательность — интерес к окру­жающему миру, любовь к новому, критическое мышление, изобретательность, практичность, знание себя и людей, умение общаться, умение видеть перспективу. Мудрость проявляется и не­посредственно в отношениях с едой. Встретиться с этим видом мудрости можно, например, читая книги историка кулинарии Вильяма Похлебкина или самостоятельно изучая традиции приготов­ления пищи в различных культурах. Мудрость в отношении еды — это умение выбирать еду, гото­вить, кормить себя и угощать других. Как говорит психотерапевт Римаптас Будрис, «чтобы приго­товить вкусную еду, необходимы три вещи: надо быть слегка голодным, нужны хорошие продукты и мысли о человеке, для которого готовишь».

3. Вы имеете право быть любознательным.

Любоз­нательность — желание испробовать что-то новое, терпение к тому, что непривычно. Спо­собность проявить интерес к чужим взглядам, понимание, любопытство. Активное стремление узнать что-то новое, а не пассивное восприятие ютовой информации. Черта, противоположная любознательности, — скука. В отношении еды любознательность выражается в понимании но­вого ее смысла и в интересе попробовать есть по-новому. Почитайте роман Фэнни Флэгг «Жаре­ные зеленые помидоры». Он, конечно, не про еду, но все-таки.

4. Вы имеете право любить новые для вас дела.

Лю­бовь к новому делу - существование областей, в которых вы чувствуете себя специалистом, масте­ром благодаря внутреннему интересу, а не толь­ко внешней необходимости. Покупать еду — это дело? А сохранять? А выбирать? А ремонтировать кухню, следить за плитой, собирать красивую по­суду, а развернуть бизнес по продаже авто в Арзамасе или хотдогов возле метро? Если в определенный момент вы перестали любить новые дела, вернитесь к этому.

5. Вы имеете право мыслить критически.

Критиче­ское мышление — способность не спешить с вы­водами, проанализировать и обдумать всесторон­не ситуацию, принимать решения, опираясь на веские доводы, изменять свою точку зрения, опираясь на аргументы и выводы. Противоположно­стью критического мышления является «черно- белое», линейное мышление людей, видящих во всем только подтверждение СВОИХ взглядов. Говорят, о вкусах не спорят. Как раз о вкусах, в основном, и спорят. Спорить — это не всегда пло­хо. Переедание и лишний вес — это следствие не­умения спорить и отстаивать свою позицию.

Развивать критическое мышление несложно. Про­сто надо усвоить, что оно должно быть, и, возможно, своей твердой позицией вы поможете кому-то, а может быть, научитесь от других питаться более интересно и качественно. Например, за праздничным столом ря­дом с вами могут находиться самые разные люди со своими пищевыми пристрастиями. А вы имеете право оценивать их критически, вы имеете право времена­ми «быть себе на уме» или прислушиваться к недо­ступным пока для вас знаниям. Имеете ли вы склон­ность к занятиям философией, расширяющей ваш горизонт знаний? А может, действительно, развивать мышление надо с питания? Как, например, вы сегод­ня относитесь к вегетарианской кухне? С недоверием, неприятием, опаской? А знаете ли вы не обыватель­ский, а настоящий смысл вегетарианства? Будда, Ии­сус, Диоген, Пифагор, Овидий, Сенека, Леонардо да Винчи, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Лев Толстой и много других «чудаков» могли бы составить вам ин­тересную компанию за вегетарианским столом.

6. Вы имеете право быть изобретательным.

Изобре­тательность, практичность, оригинальность, здравый смысл — это способность достигать же­лаемой цели, способность находить оригинальные варианты решения возникающих проблем. Не имеет большого значения величина вашего изо­бретения. Даже если вы изобрели хотя бы шутку, место для посудного полотенца или способ проти­рать пыль. Стройность — это в буквальном смысле изобретательность, практичность, оригинальность и здравый смысл. А недостаток этих качеств — бесформенность, беспорядок, бесконтрольность. Не стоит устранять беспорядок, следует наводить порядок, развивать в себе это достоинство.

7. Вы имеете право знать себя, знать людей и общать­ся.

Знание себя и людей, умение общаться — это

способность понимать, какие мотивы и чувства движут людьми, наблюдательность, способность правильно реагировать на их поступки. Умение находить «нишу» для применения своих способ­ностей и достоинств. Противоположностью этого достоинства являются обиженность и невезучесть. Казалось бы, умение общаться не имеет прямого отношения к перееданию и лишнему весу. Но это только кажется. Переедание — это воровство, став­шее привычным, это привычка съедать чужую еду, это неспособность действительно знать и узнавать людей. Лишний вес — симптом одиночества. Но вы действительно имеете право быть с людьми и реально заботиться о них, оставляя им их еду.

8. Вы имеете право на перспективу.

Умение видеть перспективу — опытность, способность смотреть на вещи и ситуацию в целом, умение управлять рисками, ответственность. Противоположность этому качеству — погруженность в проблемы. В отношении еды право на перспективу можно представить так: вы имеете право видеть не только то, что есть, но и то, что будет с конкретным про­дуктом. Например, если вы смотрите на красиво упакованную конфету, она вызывает у вас желание ее съесть. А если вы смотрите на пережеванную конфету, у вас возникает отвращение. Видеть пер­спективу — ого не значит всегда видеть возможно­сти. Перспектива — это и неизбежность старости, испорченности, смерти. У ваших желаний есть перспектива, и вы имеете право ее видеть.

9. Вы имеете право быть мужественным человеком.

Мужество характерно и для женщин, и для де­тей. Мужество проявляется посредством таких достоинств, как храбрость, упорство, цельность характера, способность к проявлению волевых усилий. И совсем не обязательно быть волосатым мускулистым мужчиной, или той, кого называют мужиком в юбке, чтобы проявлять мужество. Сре­ди таких людей тоже есть те, кто борется с лишним весом. Но это не мужественное, а глупое занятие. Мужество — эго храбрость и характер. «Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмер­ных человеку» (Аристотель).

10. Вы имеете право на свой характер.

Цельность ха­рактера — способность следовать собственным принципам, собственным достоинствам и реше­ниям. Не так просто бывает отличить собственные принципы от общепринятых и популярных. Они иногда совпадают, а иногда противостоят друг другу. У каждого человека свой характер и свои потребности. Что вы действительно любите? Что вы всегда любили? Умеете ли вы отличать свое желание от желания, навязанного кем-то, рекла­мой? Следуйте за самим собой, за своими высоки­ми желаниями, и в своих личных отношениях вы станете ближе к другим, к миру, к Богу.

11. Вы имеете право на храбрость.

Храбрость — способность устоять перед собственным страхом, справиться с ним. Есть физическая и нравствен­ная храбрость. Физическая храбрость — это спо­собность устоять перед страхом боли, усталости, труда. Нравственная храбрость — способность устоять перед страхом при выполнении своего долга, действия по совести, по справедливости, способность с достоинством и юмором перено­сить испытания. Чтобы рассматривать предмет страха, также нужна храбрость. В отношении еды храбрость особенно проявляется в том, как вы планируете процесс, качество и количество еды. На какую перспективу вы осмеливаетесь запланировать свое питание. Храбрость — это когда вы осмеливаетесь хотеть надолго, в идеа­ле навсегда. Храбрость это так же способность честно признаваться в том, что желание исчезло, и отказаться от него. «С детства я любила моро­женое, особенно московское, а тут внимательно прочувствовала его вкус и поняла, что мне это уже невкусно, просто была привычка считать мороженое любимым лакомством».

12. Вы имеете право на духовность.

Духовность — это право знать о вещах невидимых, угадывать, что есть что-то. превышающее вас и вашу жизнь, заботиться о своей душе, понимая ее принадлеж­ность другому миру. Духовность полезна. Прак- тическое значение духовности в том, что она дает надежную опору в периоды наисложнейших кри­зисов и огромную энергию для продолжения жиз­ни. Сообщество анонимных алкоголиков не име­ло бы такого терапевтического значения, если бы его участникам не предлагалось сдаться, признать слабость своего Эго и обратиться за помощью к Высшей силе.

13. Вы имеете право на веру.

Вера, как известно, есть убежденность в вещах невидимых. Но кроме это­го, вера есть способность человека быть причаст­ным к чему-то большему, чем он сам. Противопо­ложностью веры — неверием -- является чувство, что самое важное и самое значительное на этом свете — это то, что я ощущаю, хочу, считаю и т. д. Это касается и страданий. Человек без веры — это человек, не видящий смысла в своих страданиях и неспособный к их преодолению. Вера как челове­ческое достоинство — это очень просто. Это посвя­щение своего времени делу, которое больше вас.

14. Вы имеете право надеяться.

Надежда порой оста­ется последней путеводной звездой, когда, каза­лось бы, тьма полностью закрыла все вокруг. Ее света хватает, чтобы вывести из самых мрачных переживаний. С точки зрения индийской фило­софии надежда — это не русское эмоциональное «небось пронесет», а проявление высших уровней сознания, превосходящее по значению даже па­мять о прошлых жизнях. Ее природа сродни самой высокой сверхсознательной интуиции. С точки зрения христианства, сохраняя надежду, мы по­беждаем эгоистический грех отчаяния.

Helen:

У меня проблема, с которой я пыталась бороть­ся самостоятельно, но теперь признаю, что не по­лучилось. В сентябре прошла курс, все получалось, радость от потерянных килограммов и все такое... В конце ноября я забеременела, о чем давно мечтали с мужем, естественно, перестала следить, приори­теты сменились. В январе случилось то, что слу­чилось, я потеряла ребенка. И с той поры ничего не могу с собой поделать. Вес вернулся, причину осо­знаю и пониманию. Не скажу, что ем много и заедаю свои горести, но вес растет, медленно, но верно. Есть страхи, сложности, но я не знаю, что мне де­лать... Посоветуйте, пожалуйста.

«Самый темный час перед рассветом» (Агни-йога), и надежду необходимо сознательно усиливать, дать ей время окрепнуть и вырасти. Вырасти самому, и трагические события побуждают к этому. Возраст человека — это и возраст его надежд. Другие люди могут очень сильно помогать в поощрении надежды. Надежда возрастает, когда вы видите, что необходи­мое вам есть в мире. Что и с другими так бывало, и другие справлялись. Что ваш случай не уникальный, что и у других людей похожие трудности, и вас можно понять.

15. Вы имеете право на любовь. «Истинной мерой до­стоинства человеческого сердца является способ­ность любить» (Севинье).

Любовь проявляется как доброта, щедрость, благодарность. Она может про­являться в великом и малом. В повседневном про­явлении любовь даже ценнее. Спросить человека, не голоден ли он, приготовить для него любимую

еду, заметить его усталость, поинтересоваться его мнением — это любовь.

16. Вы имеете право на доброту.

Доброта — это спо­собность делать добро ближним и радоваться это­му, это чувство ответственности за кого-то. Не стесняйтесь быть добрыми. Добрые чувства и по­ступки, даже если они остаются без мгновенного ответа, ire исчезают, а продолжают жить. И это многое меняет. Особенно важно именно умение радоваться тем добрым делам, которые вы сдела­ли. Добрый человек живет вдвое больше злого. Прожить праведную жизнь, наполненную добро­детелью, значит иметь «возможность оглянуться на прожитую жизнь с удовольствием и прожить ее вторично» (Марк Валерий Марциал).

17. Вы имеете право на оптимизм.

Оптимизм в каче­стве человеческого права и достоинства — это не наивность и не стремление отвернуться от плохо­го. Оптимизм — это способность строить планы на будущее и реализовывать их, сильная надежда и доверие к себе, к людям и планам на будущее. Большинство людей достаточно пессимистично смотрят на мир. Этому есть и поводы и причины. Но при этом вряд ли можно найти человека, кото­рый совсем не строит планов на будущее. Просто планы нужно строить реалистичные. Превращать свой имеющийся оптимизм в реальность. Ешьте с оптимизмом, и вы не будете толстеть.

18. Вы имеете право на энтузиазм и увлеченность.

Энтузиазм — это проявление вашей жизненной силы, возникающей от сопричастности с миром.

от поддержки тебя другими людьми, от желания помогать им. Право увлекаться и с энтузиазмом заниматься чем-то — действительно важное пра­во и достоинство человека. Это право связано с жаждой к труду, действию, творчеству, с аппети­том к еде и аппетитом к жизни. «Люби и готовь еду с безграничной страстью» (Его Святейшество Далай-лама XIV).

19. Вы имеете право на милосердие.

Милосердие — это право и достоинство, делающее человека спо­собным прощать. Прощение облегчает жизнь не только тому, кого простили, но в гораздо большей степени прощение важно для того, кто прощает. Простить означает понять. А понимание, в свою очередь, позволяет решать и действовать. Ми­лосердие можно проявлять и к себе, хотя делать это по-настоящему очень трудно. «Примиритесь с тем, что с вами мирятся, несмотря на то, что с вами примириться нельзя» (П. Тиллих). Если не получается примириться целиком, то можно осу­ществлять милосердие по шагам: понять, наказать, исправить, простить.

20. Вы имеете право на справедливость.

Справед­ливость «норма человеческих действий»  Она проявляется в отно­шениях человека с группой и между группами людей: семьей, соседями, людьми, объединен­ными общими убеждениями, интересами, дела­ми. Следует учитывать общность, а не только отдельные личные интересы, смотреть на ситу­ацию глазами другого человека, помнить о его интересах и потребностях. Закон справедливо­сти диктует правило: «Делись с ближним и не ешь чужую еду».

21. Вы имеете право на непредубежденность.

Непред­убежденность часто понимается как буквальная справедливость — способность оценивать людей и их поступки без предубеждений, на основании ре­альных ситуаций. Это достоинство применяется и по отношению к себе. Непредубежденность в от­ношении еды проявляется как способность не спе­ша осознавать: сколько и чего вам действительно хочется, сколько нужно съесть или выпить.

22. Вы имеете право принадлежать коллективу.

Кол­лективизм, преданность, чувство долга — эти

достоинства можно увидеть в людях, которые с уважением, смирением, великодушием относятся к тем, кто слабее или сильнее их, к подчиненным и начальникам, к старшим и младшим. Люди, ис­полненные этого достоинства, выполняют свои обязанности не из покорности и послушания, а из чувства добросовестности, уважения, честности по отношению к себе и другим, из разумного понима­ния законов взаимоотношений между людьми.

23. Вы имеете право быть лидером.

Лидер — это не победитель соревнований, а человек с макси­мально большой ответственностью и максималь­но большой свободой. Надо быть первым, чтобы быть свободным в своих действиях. Лидерство — это не должность, это достоинство человека. «До­стойный человек не идет по следам других» (Кон­фуций). Лидером можно быть в разных направле­ниях. Найдите свое направление лидерства. Вы станете стройными тогда, когда станете первыми. Действительно, кто еще может вас опередить в от­ношении вашей еды? Даже соревноваться ни с кем не надо. Просто стать лидером в этом деле, и все.

24. Вы имеете право на умеренность.

Умеренность — это знание меры, самое важное право и главная добродетель для людей, страдающих перееданием. Умеренность проявляется в осторожности, акку­ратности, способности довольствоваться малым, в свободе самоограничения и разумном отношении к своим желаниям и аппетитам. Умеренный человек не подавляет свои желания, но он способен к ожи­данию удобного момента для их реализации либо к отречению от них. Поскольку желания человека лежат в различных измерениях и плоскостях, то и умеренность проявляется очень по-разному. Об­ратите внимание, что умеренность — это не лише­ние себя необходимого и хорошего. Умеренность характеризует не полноту магазина, в который вы пришли за продуктами, а объем вашей сумки и ко­личество денег, которые вы решили отдать. В чем еще измеряются ваши потребности, кроме объема собственного желудка?

25. Вы имеете право сами себя контролировать.

Са­моконтроль — это способность быть сдержан­ным. Однако быть живым — значит проявлять спонтанность. Спонтанность чувств, желаний, мыслей, действий и прочего. Но не всякая спон­танность — благо. Спонтанность раковой клетки, неаккуратность, нарушение границ, неспособность выполнить собственные решения, неустойчивость чувств и т. д. — это не благо, а беда. Спонтанность должна быть верным образом канализирована. Самоконтроль — это довольно сложный комплекс- способностей. Особенно сложно в нем то. что для действительного самоконтроля необходимо одно­временно заботиться о многих сторонах жизни, таких как смысл, цели, ценности, обстоятельства, ориентироваться во времени жизни, в отношении прошлого, настоящего и будущего. И, тем не ме­нее, всем людям в достаточной степени известно, что есть самоконтроль и как он происходит. Если бы у нас не было опыта проявления самоконтро­ля, вряд ли можно было бы называть нас людьми. В отношении еды самоконтроль нельзя переоце­нить. Самоконтроль — это понимание того, что есть надо до тех пор, пока не почувствуешь, что становится хорошо.

26. Вы имеете право на благоразумие и осторожность.

Благоразумие — это способность поступать так, чтобы потом не пришлось жалеть о сделанном или упущенном. Это объединение дальновидно­сти и целеустремленности, умение жертвовать сиюминутным ради долгосрочного. В отношении переедания эти достоинство следует развивать очень внимательно. Но с другой стороны, это право очень просто применять. Им обладают все успешные люди. Правило благоразумия звучит так: «Предполагай, по возможности избеган, при необходимости действуй».

27. Вы имеете право па мир и смирение. Это право и достоинство воплощается в понимании того, что вы не являетесь кем-то особенным, что все люди подобны и что есть много того, что можно назвать общечеловеческим.

Смиренность означает, что вы едины с миром, а не противопоставляете себя ему в своих претензиях. Следует заметить, что смирение и скромность, утверждая ваше подобие и равенство с другими людьми, вовсе не отрицают, наоборот, обостряют понимание и ощущение того, что ваша жизнь уникальна, единственна и непо­вторима. Смиренность и скромность — это адек­ватные способы ценить свою жизнь и жизнь дру­гих существ. Повторим, если не заметили нюансов: вы ничем не отличаетесь от других, в вас нет ни­чего особенного, а вот ваша жизнь действительно уникальна. В некоторой степени верно и обратное утверждение: вы уникальны, а ваша жизнь такая же, как и у всех. Но согласитесь, первый вариант лучше.

28. Вы имеете право на встречу с прекрасным.

Чув­ство прекрасного делает человека счастливым раз и навсегда. Именно оно позволяет человеку достигать духовных высот и оставаться на них. Это способность остановиться и увидеть. Именно об этом чувстве писал Достоевский: «Красота спа­сет мир». Не только конкретная красота предме­та, существа, поступка, образа, но красота взгляда, человеческого достоинства, чувства, стройности. Тренируйте чувство прекрасного во всем, начиная с еды, и переоценить эти усилия невозможно.

29. Вы имеете право на юмор.

Юмор крайне трудно определить, но всегда легко заметить его отсут­ствие. Чувство юмора как человеческое достоин­ство связано с мудростью, с мужеством, с уваже­нием к жизни и возможным страданиям... И хотя юмор вырастает из детского стремления к игре (3. Фрейд), он не означает легкомыслие или несе­рьезность. Это способность играть, будучи взрос­лым, получать удовольствие, не подвергаясь кри­тике. Точнее всего чувство юмора можно описать как достоинство, дающееся человеку в награду за все прочие его достоинства. Юмор — это послед­нее и завершающее достоинство человека, это способность смеяться последним, принятие от­носительности нашей жизни и способность улыб­нуться перед лицом смерти. Отношение к себе без чрезмерной серьезности, с юмором очень многим помогает жить и вопреки всему быть стройным.

Полезная информация

Поделиться с друзьями:

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники

Посмотрите другие записи:

Комментировать

Реклама
Топ-25